Основы фотографии

         

Прием 48. Съемка ландшафтов с помощью телеобъектива

Рис. 48.1. Исходное изображение

Рис. 48.2. Отредактированное изображение

"NC Farm House in Fall Colors"
Фотоаппарат Canon EOS D60, закреплен на штативе, объектив 70-200 mm f/2.8L IS, эквивалентное фокусное расстояние 110 мм (эффективное фокусное расстояние 176 мм), относительное отверстие диафрагмы 1/16, выдержка 1/15 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 3072x2048 пикселей, размер файла 2,3 Мбайт, формат JPEG.

Когда речь заходит о съемке пейзажей, то сразу возникают ассоциации с широкоугольными объективами, которые позволят запечатлеть на фотографии большее количество предметов (см. главу 7). Однако ничто не мешает вам использовать телеобъектив с переменным фокусным расстоянием 70-200 мм, чтобы получить хорошие фотографии пейзажей, содержащих только часть исходной сцены. Изучив настоящий прием, вы узнаете, как именно была сделана фотография, представленная на рис. 48.2. Речь также пойдет о том, каким образом с помощью поляризатора повысить качество фотографии.

1-Й ШАГ. ВЫБОР ДНЯ И ВРЕМЕНИ ДЛЯ СЪЕМКИ



    - Вы можете фотографировать, не учитывая погодных условий, можете — по время смены погоды, когда получаются наиболее эффектные фотографии. После дождя небо намного чище и ярче, а все оттенки цветов — насыщеннее.
В тот день, в который была получена рассматриваемая нами фотография фермы, согласно прогнозу ожидался умеренный дождь, который должен был закончиться к вечеру (на протяжении трех предыдущих дней шел сильный дождь).

2-Й ШАГ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ВНЕШНЕМ ВИДЕ ФОТОГРАФИИ

    - Решите, фотографию какого именно вида вы хотите получить, а уж потом вынимайте из сумки фотоаппарат, штатив и объектив. Определитесь, как располагать фотоаппарат: горизонтально, вертикально или подходят оба варианта? Ответьте также на ряд других вопросов. Потребуется ли широкоугольный объектив, или вы будете фотографировать только часть пейзажа, используя телеобъектив? Также обратите внимание на то, насколько удачно солнце освещает часть пейзажа, которую вы решили сфотографировать. Вся ли заинтересовавшая вас сцена освещена, достаточно или же она частично теряется в тени? Если на небе есть облака, насколько быстро они перемещаются? Закрывают ли они периодически солнечный свет? Приняв во внимание все эти факторы, четко определитесь с тем, фотография какого плана вам необходима, а также какое оборудование потребуется для ее съемки.

3-Й ШАГ. УСТАНОВКА ШТАТИВА И ФОТОАППАРАТА

    - При съемке пейзажей практически невозможно обойтись без штатива, особенно в том случае, если вы используете телеобъектив. Для обеспечения максимально возможной глубины резкости вам следует задать минимальное относительное значение диафрагмы, например 1/16 или еще меньше, в результате чего вы получите достаточно небольшую скорости затвора. В данном случае фотоаппарат Canon D60 характеризуется коэффициентом увеличением 1,6, а используемый телеобъектив имел фокусное расстояние 70-200 мм, эквивалентное фокусное расстояние составило 112-320 мм, что достаточно много. Поэтому обязательно используйте штатив.
    - После того, как вы решили, что штатив необходим, осмотритесь вокруг и определите, где именно можно найти какие-то интересные объекты переднего плана, например, деревья, изгородь и т.д., которые позволят придать фотографии действительно интересный вид. Ленивым фотографам редко удается получать удачные фотографии. Конечно, ничто не мешает просто выйти из автомобиля и сфотографировать, однако вы наверняка сможете получить гораздо более интересные фотографии, если, немного побродив, найдете действительно достопримечательное место.

4-Й ШАГ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛЯРИЗАТОРА И ПОДБОР ПАРАМЕТРОВ

    - Если у вас есть поляризатор, подумайте о его использовании, чтобы повысить контраст и насыщенность цветов. При съемке фермы поляризатор использовался для повышения контраста между облаками и небом, а также деревьями и зданиями. Фотоаппарат был очень удачно расположен по отношению к солнцу, благодаря чему использование поляризатора позволило значительно повлиять на внешний вид фотографии. Результат съемки без поляризатора представлен на рис. 48.3. Сравните его с фотографией, отображенной на рис. 48.1, чтобы оценить действие поляризатора. Более подробно о поляризаторах речь шла в приеме 19.

Рис. 48.3.

5-Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА

    - Чаще всего при съемке ландшафтов используют малое значение диафрагмы. Задайте такое значение, которое находится приблизительно посередине между средним и минимальным значениями. Чтобы в изображении свести к минимуму цифровой шум, задайте для чувствительности по ISO значение 100. Используйте матричный режим измерения экспозиции, а также автоматическую фокусировку. Если необходимо, обратитесь к такой функции, как компенсация экспозиции.

6-Й ШАГ. КОМПОНОВКА И СЪЕМКА

    - Теперь ваша задача состоит в изучении открывшегося вам вида и выбора именно той сцены, которую вы хотите запечатлеть на фотографии. Достаточно интересная фотография представлена на рис. 48.2; здесь можно видеть красный сарай, белый жилой дом, а также заметить замечательный контраст между деревьями, белыми облаками и синим небом. Благодаря использованию объектива Саnоn с фокусным расстоянием 70-200 мм, фотография была скомпонована в соответствии с "правилом третей", о котором мы говорили при рассмотрении приема 7. Большое белое здание располагалось в правой трети изображения, а линия горизонта — в нижней. Дополнительное внимание уделялось тому, чтобы полученная композиция была правильно выровнена.

7-Й ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОВТОРНАЯ СЪЕМКА

    - Вы сможете достаточно точно оценить правильность подбора экспозиции, изучив изображение на ЖК-экране фотоаппарата. Однако обязательно обратите внимание на гистограмму (если ваш фотоаппарат поддерживает эту функцию), чтобы получить более полное представление о характеристиках изображения, особенно в том случае, если на ЖК-экран фотоаппарата попадает яркий солнечный свет. Данная фотография была получена при ярком свете, поэтому матричный метод измерения экспозиции дал следующий результат: для неба рыла задана более высокая экспозиция, чем для деревьев и зданий. Гистограмма позволила быстро принять решение о необходимости использования компенсации экспозиции, для которой в данном случае было задано значение +2/3. Чтобы узнать о компенсации экспозиции более подробно, обратитесь к приему 12.

Многие достаточно неплохие фотографии пейзажей могут выглядеть еще лучше, если их правильно обрезать с целью правильного выравнивания композиции; при этом размеры фотографии неизбежно становятся меньше. Чтобы избежать подобных проблем, при съемке пейзажей сразу обращайте внимание на то, правильно ли сориентирован фотоаппарат по отношению к линии горизонта. Хотя некоторые штативы оснащены уровнем, он очень часто оказывается бесполезным, особенно если использовались шариковые головки. Компании Kaidan (www.kaidan.com) и Kaiser (www.kaiser.com) выпускают специальные уровни, которые позволяют точно задать уровень по двум направлениям. Они вставляются в разъем Hot Shoe вашего фотоаппарата и используются для точного его размещения.

Часто фотографии пейзажей, полученные с помощью поляризатора, используются для создания черно-белых изображений. Для этого вам может понадобиться графический редактор (Adobe Photoshop (www.adobe.com)) или совместимый с ним дополнительный модуль (например, Convert to B&W Pro от компании The Imaging Factory (www.theimagingfactory.com)). Результат использования Convert to B&W Pro для обработки фотографии, приведенной на рис. 48.2, представлен на рис. 48.4.

Рис. 48.4.

Когда вы в следующий раз соберетесь сфотографировать пейзаж, подумайте об использовании телеобъектива и поляризатора — вам наверняка понравятся полученные результаты!


Содержание раздела