Рис. 40.1. Исходное изображение
Рис. 40.2. Отредактированное изображение
"Ginny Herzog Painting"
Фотоаппарат Nikon CoolPix990, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 39 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/7,4, выдержка 1/60 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2048x1536 пикселей, размер файла 1,2 Мбайт, формат JPEG.
Фотографирование рисунков и картин, на первый взгляд, кажется очень простой задачей. Необходимо просто навести фотоаппарат на стану, па которой находится произведение искусства, и нажать кнопку спуска затвора, не так ли? Однако если вы поступите подобным образом на практике, то, скорее всего, будете очень разочарованы. Если фотоаппарат неправильно сориентирован по отношению к рисунку, или же условия освещения явно не подходят для съемки, по полученным вами фотографиям будет достаточно сложно определить, насколько красиво произведение искусства, которое вы сфотографировали. Настоящий прием позволит .рам научиться фотографировать картины в удачном свете и ракурсе. В результате полученные фотографии можно будет размещать в Internet или превращать в слайды. Картина, представленная на рис. 40.2. была создана для размещения на Web-узле www.herzogart.com.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ФОТОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА
Хорошая фотография произведения искусства должна абсолютно правильно воспроизводить все его цвета и оттенки, а также внешний вид. Сложности, связанные со съемкой "плоских" произведений искусства, состоят в том, что требуется очень тщательно подобрать освещение, а также обеспечить корректную цветопередачу. Произведение искусства должно максимально выделяться па фоне (при его использовании), который ни в коем случае не может отвлекать внимание зрителя. Если произведение искусства обладает некоторой текстурой (например, на нем заметны мазки кисти или следы других инструментов, с помощью которых оно было создано), освещение должно подчеркнуть эту текстуру, чтобы на фотографии этот объект ничем не отличался от оригинала. Если фотография действительно удачна, она должна выглядеть точно так же, как и оригинал!
КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ
В идеале вам потребуется согласованная пара внешних вспышек или специальных ламп накаливания, а также дополнительное оборудование, с помощью которого все эти источники света можно будет расположить в выбранном месте. Чтобы использование вспышки было вообще возможным, ваш фотоаппарат должен быть оснащен специальным разъемом для синхронизации со вспышкой. Поскольку лампы накаливания горят постоянно, при их применении синхронизация не потребуется.
Как правило, штатив обеспечивает надежное закрепление источников света любого типа, однако в некоторых ситуациях вам не обойтись без использования специальных переходников. Вы можете приобрести и специальные стойки, предназначенные для закрепления дополнительных источников света.
При использовании вспышки более естественного вида произведений искусства можно достичь благодаря применению специальных рассеивателей. Они освещают объекты съемки мягким рассеянным светом.
Если перечисленных выше дополнительных средств у вас не имеется, переживать не стоит; лампы накаливания можно заменить вспышками, если фотоаппарат поддерживает синхронизацию с внешними вспышками, а без рассеивателей и зонтов вполне можно обойтись, если используемые вами источники света обеспечивают приемлемое качество освещения.
1-Й ШАГ. ДЛЯ ЧЕГО БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ФОТОГРАФИЯ
- Определитесь с тем, как именно будет использоваться полученная вами фотография. Если вы не можете сразу дать ответ на этот вопрос, фотографируйте, задав максимальное значение разрешения, которое только поддерживает ваш фотоаппарат. а также минимальную степень сжатия, чтобы обеспечить максимально возможную детализацию получаемых изображений. При этом вы получите файлы максимального размера и наиболее гибкие возможности по использованию изображений практически в любых целях. Если вам необходимо всего лишь получить небольшое изображение для отправки по электронной почте или же изображение для размещения на Web-странице, основным критерием окажется размер файла: чем меньше — тем лучше. Даже старые одно- и двухмегапиксельные цифровые фотоаппараты обеспечивали качество изображения, необходимое для размещения в Internet, однако более функциональные модели фотоаппаратов позволят получить и более детализированное изображение, которое можно даже выводить на печать.
Если картина обладает размерами, меньшими, чем А4, вы наверняка получите намного лучшие результаты, если отсканируете его с помощью планшетного сканера. Если ее размеры больше, то для создания качественной фотографии вам придется выполнить все шаги этого приема.
2-Й ШАГ. ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕГО МЕСТА СЪЕМКИ
- Выберите комнату, достаточно большую для того, чтобы в ней можно было повесить на стене картину, а также разместить источники света с каждой стороны под углом 45° к объекту съемки.
- Установите фотоаппарат на достаточном расстоянии. Это расстояние зависит от размеров произведения искусства, которое вам необходимо сфотографировать. Не думайте, что вам удастся сфотографировать достаточно большую картину с малого расстояния при использовании широкоугольного объектива, поскольку это приведет к бочкообразным искажениям в фотографии.
- Если вы фотографируете при дневном освещении, немного затемните комнату, чтобы исключить влияние прямого света на баланс белого, а также избежать появления бликов. Конечно, задачу можно упростить, фотографируя вечером.
3-Й ШАГ. ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТА СЪЕМКИ
- Если картина заключена в раму, которую вы не хотите фотографировать, просто снимите раму. Поскольку съемка через стекло — это достаточно сложная задача из-за возможности появления бликов и отражений, убрать стекло или другой защитный материал никогда не будет лишним.
4-Й ШАГ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАРТИНЫ И РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТОАППАРАТА
- Закрепите картину на стене и расположите штатив прямо перед ней. Перемещайте фотоаппарат, закрепленный на штативе, пока вся картина целиком не окажскя в кадре (не используйте широкоугольный объектив и не задавайте минимальной фокусное расстояние, поскольку на фотографии появятся искажения).
Если по каким-то причинам вам необходимо фотографировать через стекло, или же сама картина обладает отражающей поверхностью, из подобной сложной ситуации можно выйти, прибегнув к некоторыми хитростями. Во-первых, перед фотоаппаратом можно расположить черный вельвет, который просто замечательно поглощает свет — намного лучше, чем любая другая ткань черного цвета. Прорежьте небольшую щель напротив объектива, а также убедитесь втом, что отрез вельвета достаточно большой, чтобы поглотить все лишние отражения. Чем больше картина, тем больше должен быть этот отрез.
Второй способ заключается в использовании больших листов поляризационного материала. Расположите листы таким образом, чтобы свет от каждого источника обладал только горизонтальной поляризацией. Оденьте на объектив поляризатор, пропускающий свет с вертикальной поляризацией. Благодаря этому вы сможете полностью исключить влияние бликов и отражений.
Направьте объектив фотоаппарата на центр картины. Убедитесь в том, что передняя линза объектива параллельна плоскости картины, а не наклонена по отношению к ней под определенным углом. Если фотоаппарат хоть чуть-чуть наклонен, картина будет выглядеть немного искаженной.
С помощью небольшого уровня проверьте правильность закрепления картины на стене. После этого можно воспользоваться тем же уровнем для правильного размещения фотоаппарата. Перемещайте и наклоняйте штативную головку до тех пор, пока фотоаппарат не будет выровнен. Хотя при съемке небольших произведений искусства использовать уровень не так уж и важно, при фотографировании больших картин он вам очень пригодится.
5-Й ШАГ. ПОДБОР ОСВЕЩЕНИЯ
- Расположите два источника света с одинаковой мощностью таким образом, чтобы они были направлены по отношению к объекту съемки под углом 45°. Воспользуйтесь измерительной лентой, с помощью которой вы сможете убедиться в том, что источники света расположены от картины и от стены на равных расстояниях.
При правильном размещении источников света картина должна равномерно освещаться и не содержать ни слишком ярких, ни затененных мест. Если источники света окажутся слишком яркими, отодвиньте их подальше от стены и картины или измените угол, под которым они распложены по отношению к фотографируемому произведению искусств. Схема размещения источников света, которая использовалась для получения фотографии, показанной на рис. 40.2. представлена на рис. 40.3.
Рис. 40.3.
6-Й ШАГ. ПОЛУЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРОБНЫХ СНИМКОВ
- При использовании вспышек переведите фотоаппарат в ручной режим. Задав малое значение для скорости затвора, например 1/500 или 1/1000 с, вы уменьшите влияние естественного освещения в комнате. Задайте такое значение относительного отверстия диафрагмы, которое обеспечит наилучшую экспозицию при использовании вспышек. Если применяются лампы накаливания, экспонометр легко справится со своей задачей. Если нет, используйте брекетпнг, предварительно указав необходимый диапазон значений экспозиции. Обратитесь к гистограмме, если фотоаппарат поддерживает соответствующую функцию. Изменяйте значение диафрагмы до тех пор, пока не получите гистограмму требуемого вида.
- Выберите наиболее подходящий вариант баланса белого в соответствии с характеристиками используемых вами источников света. Практически все модели цифровых фотоаппаратов позволяют задавать баланс белого, соответствующий солнечному свету, свету от лампы накаливания, свету вспышки, а также свету от флуоресцентной лампы. Если ваш фотоаппарат позволяет измерять баланс белого для конкретных условий освещения, зачастую наилучших результатов можно достичь именно при использовании этой функции. Обязательно изучите документацию к фотоаппарату, чтобы узнать, позволяет ли он измерять баланс белого для конкретных условий освещения, а также как правильно использовать эту функцию.
Если вы внесли изменения в настройки баланса белого, обязательно восстановите стандартные настройки по окончанию съемки. Многие фотографии выглядят просто ужасно только по тому, что при съемке был задан неподходящий вариант баланса белого. Использовав один из "специальных" вариантов баланса белого, выберите автоматическое определение баланса белого.
7-Й ШАГ. ПОЛУЧЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СНИМКА
- Если вы правильно разместили источники света и фотоаппарат, а также получили несколько пробных фотографий, внесите изменения (если в этом возникла необходимость), а затем сделайте окончательный снимок. При желании воспользуйтесь брекетннгом, задав приращение, равное 1/3 шага диафрагмы; в результате вы получите несколько дополнительных снимков, однако среди них наверняка будет один,который вам понравится.
Поскольку все параметры фотоаппарата заданы для съемки произведения искусства, то можно воспользоваться этим и сфотографировать еще несколько картин или рисунков. Просто перемещайте фотоаппарат ближе иди дальше от стены, не изменяя экспозиции и других параметров.
Если вы решили создать слайды на основе полученных фотографий, вам придется обратиться в сервисное бюро, которое предлагает соответствующие услуги.