Основы фотографии

         

Прием 3. Выбор подходящего режима съемки

Рис. 3.1. Исходное изображение

Рис. 3.2. Отредактированное изображение

"Old Leather Boots"
Фотоаппарат Nikon CoolPix 950, съемка с рук, относительное фокусное расстояние 53 мм, значение качества Fine, относительное отверстие диафрагмы 1/2,9, выдержка 1/51 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 644 Кбайт, формат JPEG.

Если бы вам потребовалось сфотографировать старые кожаные туфли (рис. 3.2), какой бы режим съемки вы выбрали? Обратились бы вы к одному из таких автоматических режимов, как приоритет затвора или приоритет диафрагмы? Или, может, вы воспользовались бы другим режимом, поддерживаемым вашим фотоаппаратом? Ознакомившись с представленным далее приемом, вы узнаете, как правильно выбрать режим экспозиции, который поддерживается вашим цифровым фотоаппаратом, и в результате получить фотографии максимально высокого качества.

1-Й ШАГ. ЗНАКОМСТВО С ОБЪЕКТОМ СЪЕМКИ

Прежде, чем выбирать подходящий режим экспозиции, следует определить, как именно должна выглядеть фотография! Все это звучит достаточно просто, однако вам придется попрактиковаться, чтобы научиться определять зависимость фотографии от выбора тex или иных параметров съемки. Фотографы, имеющие такие навыки, получают пампою более высокие результаты, чем те, которые такими способностями не ооладают.
Все фотоаппараты (независимо от того, являются они цифровыми или пленочными) освещают светочувствительный элемент или пленку. Количество света, проникающего внутрь фотоаппарата, зависит от таких характеристик, как время, на протяжении которого открыт затвор, относительное отверстие диафрагмы, а также чувствительность по ISO. О том, насколько важно правильно задать значение ISO, вы узнали, ознакомившись с приемом 2. Чем больше относительное отверстие диафрагмы, тем быстрее необходимое количество света попадет внутрь и освещает светочувствительный элемент или пленку.
Большинство компактных цифровых фотоаппаратов позволяют изменять относительное отверстие диафрагмы в диапазоне от 2.0 до 11.0. При этом важно помнить о том, что указываемое число является знаменателем дроби, а в качестве числителя выступает число 1. Другими словами, относительное отверстие диафрагмы f/2,0 соответствует значению f/2,0 (1/2), а относительное отверстие диафрагмы f/8,0 —1/8,0 (1/8). Это означает, что относительное отверстие диафрагмы f/2,0 больше, чем относительное отверстие диафрагмы f/8,0.

Большие значения относительного отверстия диафрагмы (f/8,0 или f/11,0) позволяют получить более глубокие изображения, чем меньшие значения (f/2,0 или f/4,0). Большая скорость затвора (1/60 или 1/30) приводит к более размытым изображениям, чем та, которая меньше (1/250 или 1/400). При фотографировании в условиях недостаточно освещенности увеличение значения чувствительности по ISO (например, с 50 до 200) позволяет светочувствительному элементу захватить больше света за меньшее время, что позволяет использовать меньшую скорость затвора или меньшее значение диафрагмы. Однако не забывайте, что увеличение значения чувствительности по ISO приводит к появлению дополнительных цифровых шумов. Поэтому компромиссные решения приходится принимать пользователям любых фотоаппаратов: как пленочных, так и цифровых.

У вас может возникнуть вопрос: зачем фотографы ломают голову над тем, какие именно значения относительного отверстия диафрагмы и скорости затвора задать в каждом отдельном случае, если разные комбинации этих параметров приводят к тому, что на светочувствительный элемент или пленку падает одинаковое количество света. Не забывайте, что от значения относительного отверстия диафрагмы будет зависеть то, насколько глубоким окажется изображение (другими словами, какая часть изображения окажется в фокусе).
Более того, поскольку при малом значении диафрагмы объектив должен быть открыт дольше, чтобы внутрь попало такое же количество света, значительно повышается вероятность "размытия" изображения. Чтобы избежать этого, рекомендуется закреплять фотоаппарат на штативе. Поэтому основная задача, которую постоянно приходится решать фотографу, состоит в следующем: получить необходимую глубину и резкость изображения при определенных условиях освещения.


Фотография старых рабочих туфель, представленная на рис. 3.2, — это наглядный пример того, насколько удачным может оказаться компромисс между значениями относительного отверстия диафрагмы и скорости затвора. Поскольку в данном случае изображение должно быть как можно более глубоким, для фотоаппарата Nikon CoolPix 950 требовалось задать минимальное значение относительного отверстия диафрагмы, поддерживаемое им. — 1/11,0. Поскольку штатив отсутствовал, а освещение было недостаточным, пришлось использовать значение 12,9. Это значение, которое при необходимости получения максимальной глубины оказывается наименее удачным, позволило в данном случае достичь неплохих результатов. Если бы рядом оказался штатив, я бы наверняка задал относительное отверстие диафрагмы равным 1/8,0 и в результате получил бы довольно резкое изображение. На рис. 3.3 представлена фотография небольшой лягушки. В данном случае объект съемки противоположен объекту предыдущей съемки (старым кожаным ботинкам) — полученная фотография должна обладать как можно меньшей глубиной. Обратите внимание на то, что правый (по отношению к вам) глаз лягушки очень четкий, а левый — размыт. Размытыми также оказываются и листья, расположенные на переднем плане фотографии. Если бы у меня была возможность повторно сфотографировать эту сцену, то я бы уменьшил значение относительного отверстия диафрагмы (например, задал 1/8,0 вместо 1/4,0), чтобы в фокусе оказались оба глаза лягушки. Однако при этом также могла возникнуть следующая проблема: как закрепить фотоаппарат, чтобы избежать "размытия" изображения по причине смещений фотоаппарата при низких скоростях затвора.

Рис. 3.3.

Теперь вы уже должны понимать, насколько важным является решение о том, как именно должна выглядеть полученная фотография после съемки. В противном случае вы просто не сможете правильно подобрать параметры фотоаппарата. Снимать можно в полностью автоматическом режиме, а можно тщательно подбирать значения для каждого снимка. Очень часто наличие компромиссов и ограничений, существующих в мире фотографии, оказывается основной причиной, по которой одни фотографы оказываются лучше других. Фотограф-профессионал в состоянии быстро представить, в каком бы виде он хотел видеть окончательную фотографию, поэтому он, как правило, безошибочно подбирает параметры, не забывая о всех компромиссах, на которые приходится идти в мире фотографии.
Данный краткий обзор характеристик относительного отверстия диафрагмы и скорости затвора, описание эффектов, к которым приводят различные комбинации этих параметров (например, размытие, возникающее по причине перемещения объекта во время съемки или неспособность фотографа твердо удерживать фотоаппарат в руках), а также различная глубина изображения, поможет вам оценить все сложности, с которыми приходится регулярно сталкиваться фотографам!

2-Й ШАГ. ВЫБОР МЕЖДУ АВТОМАТИЧЕСКИМ И РУЧНЫМ РЕЖИМАМИ СЪЕМКИ

Стремясь предоставить пользователям более широкие возможности по управлению, производители цифровых фотоаппаратов создали целый ряд различных режимов экспозиции. Все эти режимы можно отнести к одной из четырех категорий: автоматические, творческие, ручные или специальные.
При использовании автоматического режима фотоаппарат самостоятельно задает значения относительного отверстия диафрагмы и скорости затвора, таким образом ооес-печивая оптимальную экспозицию при съемке объекта, находящегося в кадре. Помимо выбора значений относительного отверстия диафрагмы и скорости затвора в некоторых автоматических режимах, цифровые фотоаппараты также задают и определенное значение чувствительности по ISO, учитывая такие характеристики, как количество падающего света или баланс белого. При необходимости может использоваться встроенная вспышка и другие функции. Негативная сторона автоматического режима съемки заключается в том, что при этом отсутствует возможность изменять значения таких параметров, как компенсация экспозиции, автоматический брекетинг. а также измерение экспозиции или фокусировки. Творческий режим позволяет выбрать значение относительного отверстия диафрагмы или скорости затвора, после чего фотоаппарат подбирает значения других параметров, руководствуясь заданными вамп значениями параметров. Если освещенность оказывается недостаточном или, наоборот, света слитком много, чтобы обеспечить правильную экспозицию, ваш фотоаппарат может даже не позволить вам произвести съемку! Используя ручной режим, вы сможете задать все параметры вручную. В результате вы получите целый ряд художественных эффектов, в том числе и при слишком малом или слишком большом значении экспозиции; при этом вам не придется бороться с "интеллектом" своего фотоаппарата!

Преимуществом компактных цифровых фотоаппаратов является то, что они обеспечивают довольно большую глубину изображения. С их помощью можно получать фотографии, на которых в фокусе будет находиться буквально каждый объект. Частично это связано с небольшими размерами светочувствительного элемента. Однако подобные фотоаппараты не позволяют получать фотографии, на которых основной объект будет резким, а его фон — немного размытым. Для того чтобы оценить возможности своего фотоаппарата по достижению определенного уровня глубины изображения, попробуйте сфотографировать несколько небольших объектов (карандаши, лежащие на столе, листья кустарника и т.д.), изменяя относительное отверстие диафрагмы от минимального к максимальному. Затем измените расстояние между объектами и фотоаппаратом. В данном случае просто незаменимым окажется штатив.

Специальные режимы предназначены для создания панорам, видеороликов, ночной съемки, а также для получения специальных эффектов. Для выбора конкретного режима экспозиции во многих цифровых фотоапнаратах используется специальное колесико (рис. 3.4-3.5). Здесь представлены соответствующие элементы управления для фотоаппаратов Canon PovverShot G2 и Nikon CoolPix 950.

Рис. 3.4.

Рис. 3.5.

Теперь следует определить, какой же из всех перечисленных режимов экспозиции вам следует выбран, в той или иной ситуации. Поскольку в большинстве современных цифровых фотоаппаратов применяются сложные и достаточно точные режимы из.ме-
рения экспозиции, зачастую хороших результатов можно добиться даже при использовании автоматических режимов. Просто убедитесь в том, что выбранный вами режим подходит для конкретного объекта съемки! Например, если пы фотографируете портрет и при этом хотите получить очень четкий объект на размытом фоне, выберите соответствующий режим портретной съемки. Большинство подобных режимов позволяют достичь именно такого эффекта. Если необходима еще меньшая глубина резкости, выберите другой режим экспозиции, позволяющий задавать значение относительного отверстия диафрагмы.
При съемке ландшафта в фокусе должны находиться все объекты, поэтому выберите соответствующий режим. Вы также можете выбрать один из автоматических или творческих режимов, позволяющих задавать значение относительного отверстия диафрагмы. Чем лучше вы будете разбираться во взаимосвязях относительного отверстия диафрагмы со скоростью затвора, тем больше вероятность того, что вы сможете влиять на результаты съемки и не позволите фотоаппарату применять все необходимые решения за вас.

При использовании одного из автоматических режимов обязательно обратитесь к документации, поставляемой вместе с фотоаппаратом, чтобы узнать, изменится ли в автоматическом режиме значение чувствительности по ISO. Поскольку увеличение этого значения до 400 или 800 приводит к появлению дополнительных цифровых шумов, вам обязательно нужно знать, повышает ли фотоаппарат значение чувствительности по ISO при недостаточной освещенности. Для того чтобы избежать повышения фотоаппаратом этого значения, вам может понадобиться выбрать другой режим или же при съемке использовать вспышку.

Прежде, чем вы перейдете к 3-му шагу, внимательно изучите раздел руководства пользователя, в котором описываются все режимы экспозиции, поддерживаемые вашим цифровым фотоаппаратом. Обязательно разберитесь, для чего именно предназначен тот или иной режим, а также какие характеристики можно изменять при выбранном конкретном режиме экспозиции.

3-Й ШАГ. ВЫБОР ОТНОСИТЕЛЬНОГО ОТВЕРСТИЯ ДИАФРАГМЫ ИЛИ СКОРОСТИ ЗАТВОРА

После выбора определенного режима экспозиции вам может понадобиться изменить значение относительного отверстия диафрагмы или скорости затвора. Если выбран один из автоматических режимов, в котором фотоаппарат сам задает значения всех параметров, у вас просто не будет возможности внести какие-либо изменения. Если выбран один из творческих режимов (т.е. полуавтоматический режим), где допускается изменять один из параметров, или ручной режим, ничто не мешает вам задать именно такое значение относительного отверстия диафрагмы или скорости затвора, которое позволит добиться наилучших результатов.

Наиболее распространенной ошибкой, допускаемой начинающими фотографами, является следующая: выбрав творческий режим съемки, фотограф даже не задумывается о том, какие именно значения параметров при этом используются! Несмотря на то, что все эти режимы автоматические (например, в режиме приоритета диафрагмы скорость затвора задается автоматически в соответствии с заданным значением относительного отверстия диафрагмы), вам все же придется правильно задать последнее значение! То же самое применимо и к режиму приоритета затвора. Вы задаете такое значение скорости затвора, которое сочтете необходимым, а уже потом фотоаппарат подбирает значения всех остальных параметров. Если же при использовании одного из творческих режимов вы не зададите значения соответствующего параметра, фотоаппарат будет использовать значение, которое задавалось последним.


Содержание раздела